.

Главное правило по улучшению юзабилити сайта — поставьте цель

Что имеем на сегодняшний день

Бегло изучив порядка 20-ти топовых статей по улучшению юзабилити сайтов, я не нашел ничего достойного внимания. Статьи носят громкие названия вида:

  • 7 главных правил юзабилити;

  • 68 советов по улучшению юзабилити;

  • 15 шагов к самому юзабильному приюзобильному сайту и т.п.

Все авторы как один перебирают все возможные и невозможные пункты, так или иначе, повторяя друг друга. И хотя каждый из таких пунктов достоин отдельной главы книги, на их пояснение выделяется от одного до четырех абзацев.

При этом каждый из упоминаемых пунктов так или иначе относится к одному из четырех главных принципов юзабилити и в полной мере не может охватить весь спектр возможных действий.

На мой взгляд, профессионалы в таких статьях не будут читать ничего кроме заголовков, а новички не смогут освоить материал по нескольким абзацам текста.

Считаю, что для целевой аудитории такого вида статей нет нужды подробно описывать, к примеру, очевидную важность скорости загрузки сайта и самое полезное, что можно из них извлечь – это основополагающие принципы юзабилити.

4 основополагающих принципа юзабилити

Изучив работы коллег и применив свой опыт, я вывел 4 основополагающих принципа юзабилити. Вот они:

  1. Дизайн;
  2. Код;
  3. Текст;
  4. Маркетинг.

Открыв любую статью по юзабилити, вы не найдете ничего, что так или иначе не относилось бы к одному из этих четырех принципов.

Улучшить шапку, навигацию, формы, шрифты… – вам к веб-дизайнеру.

Скорость загрузки, адаптивность, AMP… – вам к программисту-верстальщику.

Читайте также:  Как я снизил процент отказа от заявок за 3-дневную «просрочку» в GoGetLinks

Размер шрифтов, отступы, абзацы, смысл… – вам к копирайтеру.

F-паттерны, AIDA, линия сгиба, AB-тесты и прочее… – вам к интернет-маркетологу.

Вопрос в том, что из всех этих вещей нужно и что не нужно применять в каждом отдельном случае.

Кто такой специалист по юзабилити сайтов

По сути это менеджер, который плохо программирует, плохо рисует, плохо пишет и является плохим маркетологом т.к. сложно себе представить человека, который являлся бы профессионалом сразу во всех четырех областях.

Появляться они начали относительно недавно. На всякого рода конференциях они рассказывают о том, чего не могут сделать самостоятельно, без помощи упомянутых выше специалистов.

Задача специалиста по юзабилити

Называть таких специалистов бесполезными я не стану. Они являются важным связующим звеном в цепочке взаимодействия четырех пересекающихся сфер деятельности. Но и профессионалами в каждой из основополагающих областей юзабилити они никогда не станут. К примеру, дизайнер, хороший дизайнер, всегда оформит сайт лучше и никакие советы по юзабилити ему не нужны.

Беда в том, что хорошие специалисты – это редкость, при этом даже самый лучший дизайнер ничего не смыслит в маркетинге.

Таким образом, работа (хорошая работа) по улучшению юзабилити сайта – это всегда работа команды минимум из пяти человек, у которых есть одна общая задача, которую и должен определить специалист по юзабилити.

Над чем работает плохая команда

Представьте, что вы заказали услугу по улучшению юзабилити вашего сайта. Плохой специалист будет стараться применить все 100500 советов по улучшению юзабилити и полагаясь на них будет ставить задачи команде.

И вот дизайнер делает ваш сайт удобнее, программист – быстрее, маркетолог рисует графики, копирайтер улучшает текста, а специалист по юзабилити координирует их действия.

Читайте также:  Крауд-маркетинг даёт трафик

Как понять, что их действия эффективны и деньги потрачены не зря?

Над чем работает хорошая команда

Невозможно создать инструкцию по улучшению юзабилити сайтов и тем более написать хорошую статью на эту тему, т.к. каждый сайт индивидуален. Даже в одинаковых сферах деятельности инструкция по улучшению юзабилити для сайтов двух различных компаний не может быть одинаковой.

По этой причине любую инструкцию по улучшению юзабилити я считаю бесполезной и предлагаю следующий универсальный алгоритм действий, который поможет такую инструкцию создать в каждом индивидуальном случае.

Алгоритм действий

1. Определить потребности целевой аудитории;

2. Определить возможности заказчика;

3. На основании полученных данных — поставить задачу, например — сделать чтение материалов комфортным и увеличить число подписчиков онлайн-версии журнала (см. пример кейса по улучшению юзабилити сайта журнала “Главный Бухгалтер”);

4. Разработать, протестировать и внедрить улучшенную структуру сайта на основании поставленной задачи.

Автор: Дмитрий Курский. Digital-агентство Proxima.

С уважением, Артём Высоков, автор блога vysokoff.ru.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.