Как делать SWOT-анализ?
Метод SWOT-анализа применяется для разработки эффективной бизнес-стратегии и маркетинговых мероприятий. Он прост в использовании и универсален. А значит, им нужно овладеть каждому предпринимателю.
Содержание статьи:
Что такое SWOT-анализ
Аббревиатура SWOT расшифровывается следующим образом:
S – strengths. Это сильные стороны бизнеса, его уникальные преимущества, которые выгодно выделяют компанию среди конкурентов на рынке.
W – weaknesses. Слабые стороны, которых не избежать. Недостатки мешают получать достаточно прибыли.
O – opportunities. Это возможности для роста, например, развитая инфраструктура в регионе.
T – threats. Риски или угрозы, которые могут привести к проблемам в ведении бизнеса.
Сильные и слабые стороны относятся к внутренним факторам компании или продукта. Это значит, что вы можете на них повлиять. К примеру, усилить преимущества получится, если использовать для производства товара более качественное сырьё. Или направить сотрудников на курсы повышения квалификации, чтобы улучшить клиентский сервис.
На возможности и угрозы повлиять не выйдет. Но эти внешние факторы нужно учитывать при формировании стратегии. Например, владелец помещения, которое вы арендуете для бизнеса, может повысить плату. В этом случае вам придётся либо уходить в онлайн, либо искать другое место, то есть дополнительно тратить ресурсы, что изначально не входило в ваши планы.
В процессе составления SWOT-матрицы важно помнить пять простых правил. Здесь мы не будем останавливаться на них подробно. Сразу перейдём к примерам.
Инструкция по проведению SWOT-анализа
Предположим, вы открыли кафе в центре провинциального города. Вот как правильно сделать для бизнеса SWOT-анализ:
- Находим преимущества. У вас есть несколько оригинальных рецептов десертов, ради которых к вам приезжают даже из других городов. Ещё у вас выгодное расположение кафе – в центре всегда много людей, особенно по выходным.
- Помним о недостатках. Посетители отмечают высокие цены на продукцию, нежели у ваших конкурентов. Постоянных клиентов немного, так как вы не развиваете программу лояльности.
- Перечисляем возможности. Вы планируете организовать доставку продукции в другие города.
- Записываем риски. Рядом с вами через полгода будет построен торговый центр, где появятся несколько конкурирующих заведений.
Результаты можно поместить в таблицу (матрицу) для наглядности. При построении стратегии опирайтесь на сильные стороны и возможности бизнеса, а слабые стороны и угрозы старайтесь минимизировать.
Например, на открытие торгового центра вы не можете повлиять. Но за счёт расположения можно получить больше клиентов – из тех, что будут приходить в новый центр за покупками.
Хотя SWOT-анализ не даёт точных рекомендаций, с помощью него вы можете определиться с дальнейшей стратегией развития бизнеса.